Выступление по инклюзивному образованию зам.директора по УВР Ващенко Г.Ю.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  И СОЦИАЛЬНОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С  ОВЗ.

          Одна из приоритетных целей социальной политики России – модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан.

         В связи с этим, значительно вырос заказ общества на инклюзивное образование.  Это — образование , при котором все дети включены в систему образования.

В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние 2-десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития. Около 5 – 7 % из них – дети с нарушениями генетического характера, до 10 % из этих детей – синдром Дауна. Также отмечается значительное увеличение количества детей с выраженными расстройствами аутистического спектра, с нарушением интеллекта (умственно отсталые).

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети – инвалиды.

В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция – родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. Это желание родителей закреплено законодательством.

Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» №273, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого – медико – педагогической комиссией ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов.

Наряду с ФГОС начального, общего и среднего образования впервые! в России 19 декабря 2014 года приняты 2 новых стандарта:

  1. Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ (особыми возможностями здоровья)
  • Нарушение слуха
  • Нарушение зрения
  • Нарушения речи
  • Нарушения опорно-двигательного аппарата
  • Задержка психического развития
  • Множественные нарушения развития , это  дети с сохранным интеллектом

     

    Второй Специальный федеральный образовательный стандарт для детей с нарушениями интеллекта.

  • Нарушение интеллекта
  • Расстройства аутистического спектра

По стандартам с ОВЗ  (первый стандарт ) может работать любая школа в которой созданы! все условия обучения. Таким детям  с сохраненным интеллектом, имеющим заболевания: сахарный диабет,  нарушения опорно-двигательного аппарата, с нарушением слуха, нарушением зрения, нарушением речи — выдается обычный аттестат.

Дети с нарушением интеллекта (второй стандарт) могут обучаться только в тех школах, где есть условия технические и кадровые (учителя – дефектологи, психологи, логопеды).  Такие дети получают не аттестат, а свидетельство  об обучении.

 

Закон об образовании дает понятие специальных условий обучения:

  • адаптированные образовательные программы
  •  специальные методы обучения и воспитания,
  •  специальные учебники,
  •  специальные технические средства обучения
  • компьютерные средства с включением специального оборудования,
  •  предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимися необходимую техническую помощь,
  •  проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
  • обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
  •  и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

     

В 2014 году МБОУ «СОШ №3 г. Красноармейска  Саратовской области» вошла в проект «Доступная среда».

В школе созданы специальные условия обучения:

  1. пандусы
  2. расширенные двери
  3. оборудована туалетная комната ( с необходимым оборудованием для детей инвалидов, в том числе «колясочников»
  4. есть мобильная система обеспечения перемещения инвалида-колясочника (подъемник)
  5. парты регулируемые

     

    а также  оборудование:

  1. (программа экранного увеличения с речью):экранная лупа +звуковое сопровождение
  2. видеоувеличитель
  3. клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой(для детей с ДЦП , слабовидящих)
  4. джойстик компьютерный (вместо «мышки» для детей с ДЦП)
  5. комплект интерактивный(доска + проектор  мультимедиа)
  6. ноутбук
  7. передатчик
  8. FM -приемник с индукционной петлей
  9. Акустическая система
  10. Вибро-световой индикатор
  11. Знак «Парковка для инвалидов»

     

С 1 сентября 2013 года в нашей школе реализовано обучение детей с нарушением интеллекта (дети VIII вида), которые также относятся к детям с ОВЗ.Тогда их было всего 27 человек.

Получена лицензия, приобретены учебники, имеется кадровое обеспечение: учителя – дефектологи (6 человек), логопед, психолог, социальный педагог.

В настоящее время в школе обучается 53 ребенка с заключением ПМПК  (30 детей в начальной школе (2 класса) и 23 ребенка 5-9-х классов (2 класса)). Среди них 3 ребенка – аутиста, 2 ДЦП (1 «колясочник»), умственно — отсталых – 48 человек(у некоторых из  этих детей ,кроме умственной отсталости есть множественные нарушения развития(ДЦП , зрение , слух).

Для них оборудованы 4 учебных класса,

получили специальное дополнительное образование 4 педагога, 1 педагог учится заочно по данному профилю.

Директор, зам.директора по УВР, психолог, соц. педагог, учителя – дефектологи прошли курсы повышения квалификации по программе «Доступная среда. Инклюзивное образование».

Кроме адаптированных рабочих программ, разработанных в школе, создан и работает психолого – медико – педагогический консилиум (ПМПк), в который входят: администрация, психолог, логопед, мед.сестра, учителя.   Это служба сопровождения учащегося с ОВЗ, которая в результате обследования ребенка выбирает формы, методы индивидуальной работы, а главное оказывает помощь и поддержку как детям  , так и родителям.

Такая работа является трудоемкой, т.к. процесс сопровождения – это комплекс действий специалистов.

Психолог проводит диагностику, просветительную работу с педагогическими работниками и родителями, коррекционную работу с обучающимися.

Большую и очень значимую работу проводит наш логопед Марштанова М.Г.

По результатам обследования, проводимых ежегодно с 1 по 15 сентября, в текущем учебном году у первоклассников зафиксировано до 50 % выраженных дефектов устной и письменной речи.

А в классах  VIII вида таких детей до 90 %. Среди них 1 совсем неговорящий ребенок. Это связано как с поражением коры головного мозга, нарушениями ЦНС, психологическими потрясениями, так и с социальными причинами: дефектами речи родителей, двуязычием, умственной отсталостью родителей.

Регулярная работа логопеда приводит к тому, что у большинства учащихся происходит коррекция звукопроизношения, наблюдается положительная динамика в развитии словарного запаса. Неговорящие дети начинают говорить, большая часть родителей охотно контактирует с логопедом, выполняет ее рекомендации.

Обучение детей в таких специальных коррекционных классах также имеет положительные результаты. Замкнутые или гиперактивные дети начинают вести себя по-другому, они раскрепощаются,   т.к.

— программа построена в соответствии с их интеллектуальным и психическим развитием

— учителя владеют методикой обучения таких детей.

И как результат: активное участие детей с ОВЗ в общих школьных мероприятиях, выступления на праздниках, участие в социально – значимых акциях и даже ежегодное участие в школьной учебно-исследовательской конференции.

Такое вовлечение детей в жизнь школы оказывает немаловажное влияние и на других ребят. Они не только приобретают навыки толерантного отношения к детям с ОВЗ, но и помогают им в повседневной жизни.

А самое главное инклюзивном образовании, что уже достигнуто нашей школой – это максимальная интеграция детей – инвалидов и детей с ОВЗ

в общество, их социализация , предоставление равных возможностей.

За 2 года окончили 9 класс(коррекционный) —  13 детей VIII вида:    все они обучаются в учреждениях начального профессионального образования:

  1. г.Красноармейск (бывшее  ПУ-29 начало принимать таких выпускников с этого 2015 года)      профессии: сварщик, парикмахер
  2. г.Маркс ПУ-46 (сварщик маляр, повар, парикмахер, кондитер)
  3. г.Вольск строительный лицей (строительные специальности)
  4. г.Ртищево – политехнический лицей (оператор швейного оборудования, сварщик)
  5. г.Саратов (строительный техникум)

     

Реализация специальных ФГОС для детей с ОВЗ и нарушением интеллекта  не означает, что ребенок должен достичь уровня здорового человека, но обозначает научить его жить в обществе, помочь выбрать профессию, а в самых тяжелых случаях (аутизм, ДЦП и т.д.) научить ребенка обслуживать себя.

Спасибо за внимание!