Одна
из приоритетных целей социальной политики России – модернизация образования в
направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан.
В связи с этим, значительно вырос заказ
общества на инклюзивное образование. Это — образование, при котором все дети
включены в систему образования.
Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» №273,
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие
недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого–
медико–педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования
без создания специальных условий.
Образование детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей – инвалидов предусматривает создание для них
специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и
равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах
специальных образовательных стандартов.
Наряду с ФГОС начального, общего и
среднего образования в России 19 декабря 2014 года приняты 2 новых
стандарта:
1.Специальный
федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ
(ограниченными возможностями здоровья) с
сохраненным интеллектом, но есть ограничения:
- Нарушение
слуха
- Нарушение
зрения
- Нарушения
речи
- Нарушения
опорно-двигательного аппарата
- Задержка
психического развития
- Множественные
нарушения развития.
Это дети с сохранным интеллектом,которые могут обучаться в общих классах в любой школе.По
окончанию школы ребята получают аттестат установленного образца.
2. Специальный
федеральный образовательный стандарт для детей с ОВЗ(с нарушениями интеллекта).
- Умственная отсталость
- Расстройства
аутистического спектра
- Синдром
Дауна
Эта категория
детей может обучаться в общих классах любой школы, а могут, как в нашей школе ,
обучаться интегрировано – в отдельных классах, где должны быть созданы условия:
технические и кадровые (учителя – дефектологи, психологи, логопеды). Такие дети
получают не аттестат, а свидетельство об обучении.
Таким образом, дети с ОВЗ – это дети ,
которым требуется создание специальных условий для обучения. Закон об
образовании дает понятие специальных условий обучения:
- адаптированные
образовательные программы
- специальные
методы
обучения и воспитания,
- специальныеучебники,
- специальные
технические средства обучения
- компьютерные
средства с включением специального
оборудования,
- проведение
групповых и индивидуальных коррекционных
занятий,
- обеспечение
доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность,
- и
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ
В
2014 году МБОУ «СОШ №3 г. Красноармейска
Саратовской области» вошла в проект «Доступная среда».
В
школе созданы специальные
условия обучения:
- пандусы
- расширенные
двери
- оборудована
туалетная комната (с необходимым оборудованием для детей инвалидов, в том числе
«колясочников»)
- есть
мобильная система обеспечения перемещения инвалида-колясочника (подъемник)
- регулируемые
парты,
а также оборудование:
- программа
экранного увеличения с речью: экранная лупа +звуковое сопровождение
- видеоувеличитель
- клавиатура с большими кнопками и разделяющей
клавиши накладкой (для детей с ДЦП, слабовидящих)
- джойстик компьютерный (вместо «мышки»
для детей с ДЦП)
- комплект интерактивный (доска + проектор мультимедиа)
- ноутбук
- передатчик
- FM -приемник с индукционной петлей
- Акустическая система
- Вибро-световой индикатор
- Знак «Парковка для инвалидов»
- Учебники
С 1 сентября 2013 года в нашей школе
реализовано обучение детей с нарушением интеллекта, которые также относятся к
детям с ОВЗ. Тогда их было всего 27 человек. Была получена лицензия (сейчас
лицензия не требуется), приобретены учебники, обучились учителя – дефектологи (тогда
6 человек), логопед, психолог, социальный педагог.
В настоящее время в школе обучается 75детей
с ОВЗ, из них 68 человек с интеллектуальными нарушениями – обучаются в
отдельных классах (среди них 3 ребенка –
аутиста, 1 ДЦП, 1 «колясочник», 2 ребенка с сидромом Дауна (дети, которых
раньше относили к категории необучаемых), и в общих классах: 5- с задержкой
психического развития, 1 слабослышащий ребенок первоклассник, 1 с психическим
заболеванием. Для всех ребят с ОВЗ оборудованы 7 учебных классов отдельных и 5
общих.
На данный момент 21 педагогический
работник занимается обучением детей с ОВЗ: из них получили дополнительное
образование 16 педагогов, 1 педагог учится заочно по данному профилю в ВУЗе, 1
учитель проходит курсовую переподготовку. Имеют базовое образование по
профилю работы учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог.
Директор, заместители директора по УВР,
социальный педагог прошли курсы повышения квалификации по программе «Доступная
среда. Инклюзивное образование».
В нашей школе разработаны
адаптированные образовательные программы, создан и работает психолого – медико
– педагогический консилиум (ПМПк), в который входят: администрация, психолог,
логопед, медсестра, учителя. Это
служба сопровождения обучающегося с ОВЗ, которая в результате
обследования ребенка выбирает формы, методы индивидуальной работы, а главное
оказывает помощь и поддержку как детям, так и родителям.
Такая
работа является трудоемкой, т.к. процесс сопровождения – это комплекс действий
специалистов.
Психологическое сопровождение в
образовательном учреждении осуществляется с первого дня пребывания ребенка в
школе. Перед нами стоит цель обеспечения в системе непрерывного образования
психологического сопровождения детей для успешной интеграции в массовую школу.
Психолог
проводит диагностику, просветительную работу с педагогическими работниками и
родителями, коррекционную работу с обучающимися.
Содержание и формы работы с детьми с
ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении основной
образовательной программы образования, коррекцию недостатков в физическом и
(или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Большую и очень значимую работу проводит
наш логопед.
По результатам обследования, проводимого
ежегодно с 1 по 15 сентября, в текущем учебном году у первоклассников
зафиксировано до 50 % выраженных дефектов устной и письменной речи.
С логопедом в настоящее время занимаются
38 детей со статусом ОВЗ. Среди них 1 совсем неговорящий ребенок, дети с
различной степенью речевого развития,
чаще с тяжелой, Это связано как с поражением коры головного мозга, нарушениями
ЦНС, психологическими потрясениями, так и с социальными причинами: дефектами
речи родителей, двуязычием, умственной отсталостью родителей.
Регулярная работа логопеда приводит к
тому, что у большинства учащихся происходит коррекция звукопроизношения,
наблюдается положительная динамика в развитии словарного запаса. Неговорящие
дети начинают говорить, большая часть родителей охотно контактирует с
логопедом, выполняет ее рекомендации. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю как
индивидуально, так и в подгруппах.
Большую работу проводят и социальные
педагоги:ведь среди детей с ОВЗ есть дети из неблагополучных семей, есть ребята
с нарушением поведения, дети, оставшиеся без родителей, опекаемые – и все они
требуют внимания, помощи,поддержки.
Обучение
детей в отдельных (интегрированных) классах также имеет положительные
результаты. Замкнутые или гиперактивные дети, которые не всегда могут учиться в
общем классе, начинают вести себя по-другому, они раскрепощаются, потому что
— программа построена в соответствии с
их интеллектуальным и психическим развитием, а когда ребенку на уроках все понятно
и доступно, то и обучение дается не сложно;
— учителя владеют методикой обучения
таких детей, умеют найти нужные приемы воспитания, а значит, складываются
доверительные отношения «учитель-ученик»,
— большое внимание уделяется трудовой
подготовке детей с ОВЗ. Хочу отметить, что почти все ребята с удовольствием
занимаются на уроках технологии в школьных мастерских, на участке, многому
научены для жизни в быту.
И
как результат, мы видим активное участие детей с ОВЗ в общих школьных
мероприятиях, выступления на праздниках, участие в социально – значимых акциях.
Такое вовлечение детей в жизнь школы оказывает немаловажное влияние и на других
ребят. Они не только приобретают навыки толерантного отношения к детям с ОВЗ,
но и помогают им в повседневной жизни.
А самое главное в инклюзивном
образовании, что уже достигнуто нашей школой, – это максимальная интеграция детей –
инвалидов и детей с ОВЗ в общество, их социализация, предоставление равных
возможностей.
За 5 лет окончили 9 класс – 38 детей с
ОВЗ: почти все они обучаются в учреждениях начального профессионального
образования или уже получили профессию и достойно работают, некоторые несут
службу в армии, кто-то обзавелся семьей, с радостью приходят в школу – в общем
социализировались в общество, а это, на мой взгляд, самое главное.
Обучение и воспитание детей с ОВЗ, с нарушением интеллекта не означает, что ребенок должен достичь уровня здорового человека, но обозначает научить его жить в обществе, помочь выбрать профессию, направить на правильный жизненный путь, а в самых тяжелых случаях, таких как: аутизм, ДЦП, синдром Дауна – наша задача – научить ребенка обслуживать себя в быту, жить в семье ,ухаживать за близкими людьми.