«Аутизм» подготовила учитель-логопед, руководитель ЦРП Марштанова Марина Георгиевна

В настоящее время существует огромное количество заболеваний, которые передаются по наследству. Но бывает и так, что передается не само заболевание, а предрасположенность к  нему. Речь пойдет об аутизме.

Понятие аутизма

 Ранний детский аутизм —  это клинический синдром, впервые описанный Л. Каннером в 1943 г. Его основными признаками являются:

  •  1. Врожденная неспособность ребенка к установлению контакта посредством взгляда, мимики, жеста, не обусловленная низким интеллектуальным уровнем;
  •  2. Стереотипность поведения (стремление к постоянству, сверхпристрастие к различным объектам, сопротивление изменениям в окружающем);
  • 3. Необычные реакции на раздражители (дискомфорт или поглощенность впечатлениями);
  • 4. Особая характерная задержка в развитии речи вне связи с уровнем интеллектуального развития;
  • 5. Раннее проявление – до 30-го месяца жизни.

Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3–5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. В дальнейшем острый период сменяется нарушениями интеллектуального и личностного развития.

Аутизм – это пожизненное нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношение с другими людьми. Влияет на восприятие и понимание окружающего мира.

• Называется аутизм по-разному инфантильный аутизм, детский аутизм, ранний инфантильный/детский аутизм синдром Каннера или аутизм Каннера —, но суть одна. Все люди испытывают трудности в трех областях, которые называются «триадой нарушений при аутизме»:

• 1. трудность с социальной коммуникацией

 • 2. трудности с социальным взаимодействием

 • 3. трудности с социальным воображением

Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

Причины развития аутизма

• генные модификации;

• органические поражения ЦНС (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга);

• гормональные сбои, нарушение обмена веществ;

• воздействие вирусных и бактериальных инфекций;

• ртутное отравление (в том числе при вакцинации ребенка);

• чрезмерное употребление антибиотиков;

• химическое воздействие на организм матери в период беременности.

Также выделяют и множество других причин возникновения аутизма: пожилой возраст отца; страна, в которой родился малыш; маленький вес при рождении; недостаток кислорода во время родов (асфиксия); недоношенность; считают, что мальчики чаще страдают от этого заболевания; перенесенные во время беременности инфекционные заболевания также могут спровоцировать развитие аутизма; курение, употребление наркотических средств, алкоголя, как во время беременности, так и до нее.

Диагноз • Официальный диагноз «аутизм» можно поставить только клинически. Основная ответственность за судьбу аутичного ребенка лежит прежде всего на его родителях. Они должны заподозрить первые признаки аутизма.

О наличии у ребенка аутичных черт должны также бить тревогу и педагоги ДОО. Чем раньше диагностировать проблему аутизма, тем больше шансов адаптировать ребенка к нормальной жизни.

Характеристика проявления аутизма

Классифицирующийся как заболевание нервной системы, аутизм проявляется прежде всего в задержке развития и нежелании идти на контакт с окружающими. Это состояние чаще всего формируется у детей в возрасте до трёх лет. Симптомы этого заболевания не всегда проявляются физиологически, но наблюдение за поведением и реакциями ребёнка позволяет распознать это нарушение, развивающееся примерно у 1—6 детей на тысячу.

Аутизм включен в группу первазивных, т. е. всепроникающих расстройств, проявляющихся в нарушении развития практически всех сторон психики: когнитивной и аффективной сферы, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи, мышления (Никольская).

В первый год жизни: в период ползания опираются на предплечья, при этом выставляя таз вверх; движения плохо скоординированы, и они склонны падать на правую сторону при ползании.

В период начала ходьбы: опираются на пальцы ног(ходьба на носочках), руки держат внизу, и из-за плохого равновесия, опять-таки склонны падать на правую сторону.

Позднее исчезновение младенческих рефлексов, и позднее развитие других рефлексов.

Стремление уйти от общения, ограничение контактов даже с близкими людьми, неспособность играть с другими детьми, отсутствие активного, живого интереса к окружающему миру, стереотипность в поведении, страхи, агрессия, самоагрессия;

 нарастающая с возрастом задержка речевого и интеллектуального развития, трудности в обучении, сложности в освоении бытовых и социальных навыков.

В то же время — это прекрасная память, проявляемые в отдельные моменты ловкость и сообразительность, внезапно произносимая сложная фраза, незаурядные познания в отдельных областях, чувствительность к музыке, стихам, природным явлениям, наконец, просто серьезное, умное выражение лица.

Жизненные трудности

Другое видение мира

 • Острая потребность безопасности и защищенности

• Раздражение окружающих на поведение ребенка

Подходы к проблеме обучения детей с аутизмом

Среди характерных признаков раннего детского аутизма большое место занимают нарушения речи, которые отражают основную специфику аутизма, а именно — несформированность коммуникативного поведения. Поэтому у детей с аутизмом, прежде всего, нарушено развитие коммуникативной функции речи и коммуникативного поведения в целом. Независимо от срока появления речи и уровня ее развития, ребенок не использует речь как средство общения, он редко обращается с вопросами, обычно не отвечает на вопросы окружающих и в том числе близких для него людей. В то же время у него может достаточно интенсивно развиваться «автономная речь» (один из ранних этапов развития речи), «речь для себя». Среди характерных патологических форм речи, прежде всего обращают на себя внимание эхолалии, вычурное, часто скандированное произношение, своеобразная интонация, характерные фонетические расстройства и нарушения голоса с преобладанием особой высокой тональности в конце фразы или слова, длительное называние себя во втором или в третьем лице, не употребление местоимения «я», отсутствие в активном словаре слов, обозначающих близких для ребенка людей, например, слов мама, папа или остальные предметы, к которым у ребенка имеется особое отношение: страх, навязчивый интерес, их одушевление и т. п.

 Только комплексная коррекционная работа , группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, воспитателей, музыкального работника и учителя физической культуры, обязательно приведет к положительной динамике развития.

 Почему же  так сильно при аутизме страдает речевое развитие, дело в том,то речь в процессе эволюции появилась в последнюю очередь и поэтому она самая уязвимая. Она восстанавливается постепенно, отсрочено во времени, но только при комплексном воздействии всех специалистов.

Заключение

«Аутизм ребенка можно воспринимать как „крест”, как наказание, а можно и как стимул к собственному развитию, необходимому для того, чтобы как можно лучше помочь ребенку на его нелегком жизненном пути. Помогая совершенствоваться ему, приходится совершенствоваться самому. Можно всю жизнь страдать, можно смириться и принять ситуацию как неизменную, можно не оставлять усилий. И этот выбор каждый  делает сам и родитель, и специалист, и любой другой человек относящийся к ребенку-аутисту. «

 И. Карвасарская признанный  авторитет в психотерапии и реабилитации детей с аутизмом. И на будущее я хочу предложить вам простой тест, который поможет не медлить и срочно искать пути решения проблемы. И еще, добавлю, что если вдруг у ребенка в раннем детстве  проявляются признаки аутизма, то нужно очень осторожно отнестись к  прививкам, особенно  против краснухи, кори и эпидемического паротита, т.к замечено, что .именно после этой прививки когда идет интенсивное развитие ЦНС, организм получает дозу из 3-х различных вакцин, и не окрепшая ЦНС и иммунитет дает сбой и наблюдается регресс, т.е. распад всех ранее приобретенных функций. Я не призываю отказываться от прививок, а быть очень внимательными к своим детям, и при необходимости добиваться вакцини