ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Одна из приоритетных целей социальной политики России – модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан.
В связи с этим, значительно вырос заказ общества на инклюзивное образование. Это — образование , при котором все дети включены в систему образования.
В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние 2-десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития. Около 5 – 7 % из них – дети с нарушениями генетического характера, до 10 % из этих детей – синдром Дауна. Также отмечается значительное увеличение количества детей с выраженными расстройствами аутистического спектра, с нарушением интеллекта (умственно отсталые).
В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети – инвалиды.
В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция – родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. Это желание родителей закреплено законодательством.
Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» №273, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого – медико – педагогической комиссией ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов.
Наряду с ФГОС начального, общего и среднего образования впервые! в России 19 декабря 2014 года приняты 2 новых стандарта:
- Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ (особыми возможностями здоровья)
- Нарушение слуха
- Нарушение зрения
- Нарушения речи
- Нарушения опорно-двигательного аппарата
- Задержка психического развития
- Множественные нарушения развития , это дети с сохранным интеллектом
Второй Специальный федеральный образовательный стандарт для детей с нарушениями интеллекта.
- Нарушение интеллекта
- Расстройства аутистического спектра
По стандартам с ОВЗ (первый стандарт ) может работать любая школа в которой созданы! все условия обучения. Таким детям с сохраненным интеллектом, имеющим заболевания: сахарный диабет, нарушения опорно-двигательного аппарата, с нарушением слуха, нарушением зрения, нарушением речи — выдается обычный аттестат.
Дети с нарушением интеллекта (второй стандарт) могут обучаться только в тех школах, где есть условия технические и кадровые (учителя – дефектологи, психологи, логопеды). Такие дети получают не аттестат, а свидетельство об обучении.
Закон об образовании дает понятие специальных условий обучения:
- адаптированные образовательные программы
- специальные методы обучения и воспитания,
- специальные учебники,
- специальные технические средства обучения
- компьютерные средства с включением специального оборудования,
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимися необходимую техническую помощь,
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В 2014 году МБОУ «СОШ №3 г. Красноармейска Саратовской области» вошла в проект «Доступная среда».
В школе созданы специальные условия обучения:
- пандусы
- расширенные двери
- оборудована туалетная комната ( с необходимым оборудованием для детей инвалидов, в том числе «колясочников»
- есть мобильная система обеспечения перемещения инвалида-колясочника (подъемник)
- парты регулируемые
а также оборудование:
- (программа экранного увеличения с речью):экранная лупа +звуковое сопровождение
- видеоувеличитель
- клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой(для детей с ДЦП , слабовидящих)
- джойстик компьютерный (вместо «мышки» для детей с ДЦП)
- комплект интерактивный(доска + проектор мультимедиа)
- ноутбук
- передатчик
- FM -приемник с индукционной петлей
- Акустическая система
- Вибро-световой индикатор
- Знак «Парковка для инвалидов»
С 1 сентября 2013 года в нашей школе реализовано обучение детей с нарушением интеллекта (дети VIII вида), которые также относятся к детям с ОВЗ.Тогда их было всего 27 человек.
Получена лицензия, приобретены учебники, имеется кадровое обеспечение: учителя – дефектологи (6 человек), логопед, психолог, социальный педагог.
В настоящее время в школе обучается 53 ребенка с заключением ПМПК (30 детей в начальной школе (2 класса) и 23 ребенка 5-9-х классов (2 класса)). Среди них 3 ребенка – аутиста, 2 ДЦП (1 «колясочник»), умственно — отсталых – 48 человек(у некоторых из этих детей ,кроме умственной отсталости есть множественные нарушения развития(ДЦП , зрение , слух).
Для них оборудованы 4 учебных класса,
получили специальное дополнительное образование 4 педагога, 1 педагог учится заочно по данному профилю.
Директор, зам.директора по УВР, психолог, соц. педагог, учителя – дефектологи прошли курсы повышения квалификации по программе «Доступная среда. Инклюзивное образование».
Кроме адаптированных рабочих программ, разработанных в школе, создан и работает психолого – медико – педагогический консилиум (ПМПк), в который входят: администрация, психолог, логопед, мед.сестра, учителя. Это служба сопровождения учащегося с ОВЗ, которая в результате обследования ребенка выбирает формы, методы индивидуальной работы, а главное оказывает помощь и поддержку как детям , так и родителям.
Такая работа является трудоемкой, т.к. процесс сопровождения – это комплекс действий специалистов.
Психолог проводит диагностику, просветительную работу с педагогическими работниками и родителями, коррекционную работу с обучающимися.
Большую и очень значимую работу проводит наш логопед Марштанова М.Г.
По результатам обследования, проводимых ежегодно с 1 по 15 сентября, в текущем учебном году у первоклассников зафиксировано до 50 % выраженных дефектов устной и письменной речи.
А в классах VIII вида таких детей до 90 %. Среди них 1 совсем неговорящий ребенок. Это связано как с поражением коры головного мозга, нарушениями ЦНС, психологическими потрясениями, так и с социальными причинами: дефектами речи родителей, двуязычием, умственной отсталостью родителей.
Регулярная работа логопеда приводит к тому, что у большинства учащихся происходит коррекция звукопроизношения, наблюдается положительная динамика в развитии словарного запаса. Неговорящие дети начинают говорить, большая часть родителей охотно контактирует с логопедом, выполняет ее рекомендации.
Обучение детей в таких специальных коррекционных классах также имеет положительные результаты. Замкнутые или гиперактивные дети начинают вести себя по-другому, они раскрепощаются, т.к.
— программа построена в соответствии с их интеллектуальным и психическим развитием
— учителя владеют методикой обучения таких детей.
И как результат: активное участие детей с ОВЗ в общих школьных мероприятиях, выступления на праздниках, участие в социально – значимых акциях и даже ежегодное участие в школьной учебно-исследовательской конференции.
Такое вовлечение детей в жизнь школы оказывает немаловажное влияние и на других ребят. Они не только приобретают навыки толерантного отношения к детям с ОВЗ, но и помогают им в повседневной жизни.
А самое главное инклюзивном образовании, что уже достигнуто нашей школой – это максимальная интеграция детей – инвалидов и детей с ОВЗ
в общество, их социализация , предоставление равных возможностей.
За 2 года окончили 9 класс(коррекционный) — 13 детей VIII вида: все они обучаются в учреждениях начального профессионального образования:
- г.Красноармейск (бывшее ПУ-29 начало принимать таких выпускников с этого 2015 года) профессии: сварщик, парикмахер
- г.Маркс ПУ-46 (сварщик маляр, повар, парикмахер, кондитер)
- г.Вольск строительный лицей (строительные специальности)
- г.Ртищево – политехнический лицей (оператор швейного оборудования, сварщик)
- г.Саратов (строительный техникум)
Реализация специальных ФГОС для детей с ОВЗ и нарушением интеллекта не означает, что ребенок должен достичь уровня здорового человека, но обозначает научить его жить в обществе, помочь выбрать профессию, а в самых тяжелых случаях (аутизм, ДЦП и т.д.) научить ребенка обслуживать себя.
Спасибо за внимание!